Имеют ли право жильцы многоквартирного дома на бесплатные услуги по ремонту?
Законом определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (п. 1 ст. 161 ЖК РФ).
Способ управления многоквартирным домом собственники помещений выбирают сами. Возможны следующие варианты (пп. 2 п. 2 ст. 161 ЖК РФ):
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме (МЖД);
- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (ТСЖ, ЖСК);
- управление управляющей организацией.
Порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения установлен в п. п. 31-34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), и зависит от способа управления многоквартирным домом.
Сейчас жилищное законодательство провозглашает принцип платности оказываемых в коммунальной сфере услуг и работ. Граждане и организации обязаны нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ст. 158 ЖК РФ).
В состав общего имущества многоквартирного дома включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учёта холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (п. 5 Правил № 491).
Если собственники жилых помещений управление домом осуществляют сами (МЖД), то размер платы за содержание и ремонт общего имущества должен соответствовать цене договоров, заключённых с обслуживающими компаниями. При управлении домом ТСЖ либо ЖСК размер платежей определяется на основе утверждённой органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Если собственники многоквартирного дома выбрали управляющую организацию, то в этом случае размер платы принимается на основании решения общего собрания жильцов с учётом предложений управляющей организации (п. п. 31-33 Правил № 491).
Указанный размер платы должен быть соразмерным утверждённому перечню, объёмам и качеству услуг и работ (п. 35 Правил № 491), а также одинаковым для всех собственников помещений, за исключением граждан, которые имеют право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Перечень и прейскурант таких работ утверждается общим собранием жильцов, и каждый собственник (наниматель) жилого помещения вправе ознакомиться с ним.
Обратите внимание, что в стоимость содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома при любом способе управления не включаются расходы по содержанию и ремонту непосредственного жилого помещения и внутриквартирного инженерного оборудования. Собственники (наниматели) жилых помещений должны за счёт собственных средств производить содержание и текущий ремонт жилого помещения и внутриквартирного инженерного оборудования.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (п. 34 Правил № 491).
Таким образом, независимо о того, является ли ваше жильё приватизированным, муниципальным либо служебным, обслуживать общедомовое имущество сотрудники организации, осуществляющей деятельность по управлению домом, обязаны по утверждённым тарифам, без взимания дополнительной платы с жильцов.
В случае если по итогам выполненной работы сотрудник организации, осуществляющей управление домом, требует оплаты, имейте в виду, что он должен выдать вам кассовый чек либо оставить квитанцию для безналичного расчёта. Брать у вас наличные деньги он не вправе (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16). Если же названная мастером сумма кажется вам завышенной, позвоните в организацию, которая управляет вашим домом, и уточните реальную стоимость проделанной работы. При обнаружении недостатков в оказанной услуге вы вправе предъявить претензию непосредственно в организацию, управляющую домом, в территориальный отдел государственной жилищной инспекции и Роспотребнадзор. Помните, что в данной ситуации вы являетесь потребителем услуг, следовательно, на возникшие правоотношения распространяются нормы Закона РФ «О защите прав потребителей». Если ваши требования были проигнорированы, следует обратиться в суд с исковым заявлением. В суде вы также можете требовать денежной компенсации морального вреда и штраф, предусмотренные п. 6 ст. 13, ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» (Апелляционное определение Костромского областного суда от 23.10.2013 по делу № 33-1754).
Таким образом, любая услуга, осуществляемая предприятиями ЖКХ в целях обслуживания и содержания жилого дома, должна быть оплачена. Только в одном случае (за содержание и ремонт общего имущества) собственник (наниматель) жилья её оплачивает ежемесячно в составе квартплаты, в другом – отдельно, исходя из вида предоставленной услуги по установленному прейскуранту.